Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придётся при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалось способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.
К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдёт в детский сад или школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек (незаметно для него и для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения. Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача - донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.
Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста.
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма будет наиболее эффектной, если её вести в трёх направлениях: работа с детьми, педагогами, родителями.
Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения
*Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
*Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
*Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
*Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
*Из автобуса, троллейбуса, выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
*Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.
*Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторили.
*Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Ваш ребёнок – пассажир.
Правила:
- Всегда пристёгивайтесь ремнями безопасности сами и объясняйте ребёнку, для чего это нужно делать, Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребёнка привычки пристегиваться ремнём безопасности или садиться в детское удерживающее устройство (автокресло)
- Дети до двенадцати лет должны находиться в салоне автомобиля в детском удерживающем устройстве (автокресле, соответствующем их возрасту, весу и росту. Если комплекция ребёнка затрудняет его размещение в автокресле, можно применить (частичное удерживающее устройство) (дополнительную подушку- бустер, которое используется в сочетании со штатным ремнём безопасности, проходящим вокруг туловища ребёнка, при этом диагональная ветвь ремня должна проходить через плечо и грудную клетку, не соскальзывая на шею.
- Учите ребёнка правильному выходу из автомобиля- через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.
На сегодняшний день проблема обеспечения должного уровня безопасности движения на дороге для школьников является одной из главных целей ответственных за это институтов. Так как уровень жизни населения постоянно возрастает, то соответственно увеличивается и количество личных средств передвижения. Но большинство водителей не собираются соблюдать правила, а это значит, что уровень безопасности постоянно падает, а количество аварий, столкновений и других происшествий на дороге растёт. К сожалению, эти случаи нередки и для учеников школ, которые чаще всего являются пострадавшими. Психологи утверждают, что подобные ситуации происходят потому, что дети зачастую просто не могут сориентироваться и отреагировать надлежащим образом, так как понятия не имеют о том, как необходимо поступить. Можно отметить и то, что ребёнок часто относится без должного внимания к существующим правилам, даже если был с ними ознакомлен. Именно по этой причине государство должно приложить все усилия для того, чтобы преподавание правил дорожного движения в учебных заведениях мотивировало детей к их соблюдению. Стоит особо выделить ещё и то, что маленький ребёнок всегда начинает своё обучение с того, что берёт пример с окружающих его взрослых. Ни в коем случае не стоит жалеть времени на обучение малыша и разъяснение ему правил. Только благодаря такому подходу ребёнка можно оградить от угрозы происшествий на дороге. Основных правил существует несколько, и стоит обязательно не только рассказать и объяснить их, но и показать на своём примере, взяв малыша с собой на прогулку. Перед тем, как переходить улицу, сначала нужно посмотреть в левую сторону, и лишь подойдя к середине проезжей части – в правую. Осуществлять переход дороги рекомендуется только через переход, каждый из которых обозначен соответствующим знаком. Если в окрестностях нет подобного средства пересечения проезжей части, то стоит воспользоваться переходом, на котором есть светофор. При осуществлении пешего движения вне границ населённых пунктов, дети могут передвигаться только совместно с совершеннолетними по той дорожной полосе, которая является встречной. Общественный транспорт, а в особенности, трамваи и автобусы, не рекомендуется обходить как сзади, так и спереди. Лучшим выходом будет найти самый ближний переход и воспользоваться им. Не стоит резко выбегать на проезжую часть, поскольку в таком случае водитель может просто не суметь затормозить. Перед тем, как выйти на дорогу, следует замедлиться и осмотреться по сторонам. Игры на дороге являются небезопасными, то же касается развлечений поблизости проезжей части, поскольку в пылу игры можно не заметить опасности. Если есть сомнения и неуверенность в своих силах, то на первое время лучше пересекать дорогу с большими группами людей. Безопасность на автомагистрали касается и передвижения на личном транспортном средстве, поэтому родителям необходимо приучать к этому детей с раннего возраста. Обучение правилам поведения следует начинать как можно раньше, поскольку чем старше ребенок становится, тем труднее приучить его соблюдать внезапно возникающие правила. Стоит приучить малыша сидеть исключительно сзади, и пристёгиваться при этом ремнём. Не рекомендуется позволять ребёнку перебираться на сидение возле водителя, если там нет специального кресла для детей. Следует вовремя одёргивать малыша, если он решил встать во весь рост на сидении во время того, как машина движется; это правило касается даже самых маленьких детей, не достигших и года. Дело в том, что резкий рывок автомобиля или же столкновение может спровоцировать травму. Очень часто при этом ребёнок перелетает через переднее сидение и ударяется о стекло, что и приводит к несчастным случаям. Не стоит позволять детям находится в машине без надзора взрослых, поскольку это иногда может привести к досадным происшествиям.
Все вышеизложенные правила достаточно просты и эффективны, а их соблюдение позволяет полностью исключить вероятность несчастных случаев с ребёнком во время пересечения даже оживлённых транспортных путей.