Маршрут "Лебединое озеро"
Адрес: Минский район, аг. Новоселье, ул. Мира.
Рекомендуемый возраст: средний и старший дошкольный.
Цель: формирование у детей и взрослых представлений о природных объектах ближайшего окружения; формированию культуры здорового образа жизни в семье; повышению эмоционального фона взаимоотношений между детьми и родителями; активизации общения членов семьи в условиях совместного досуга; воспитанию бережного отношения к природе.
Вид маршрута: пешеходная либо велопрогулка.
Продолжительность по времени: от 1 до 3 часов.
Расстояние: от 1 до 3 км.
Что взять с собой в дорогу: рюкзак, одеяло, вода.
Словарная работа: водоплавающие птицы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об обитателях водоёма, беседа о правилах движения по улицам посёлка, чтение сказки Гаршина "Лягушка-путешественница".
Содержание маршрута.
1.Беседа о правилах поведения у водоёма.
Обратите внимание ребёнка о том, как правильно вести себя возле воды: у воды не шуметь, не брать в руки жуков и лягушек, не рвать растения, не толкаться, не подходить близко к воде.
2.Путь к пруду.
Во время пути можно загадать ребёнку загадку:
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная.
Молодые берёзки
Свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём всё отражается...
Как это зеркало называется? (пруд)
Расскажите ребёнку о том, как появляется пруд?
Просачиваясь сквозь почву, дожди и талые воды достигают плотных пород, которые не пропускают воду. Слои земли, лежащие на них, пропитываются водой, как губка. Так образуется водоносный слой. Вода под землёй может образовывать настоящие озёра и реки, пруды.
Пруд — искусственный или природный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы (прудовое рыбное хозяйство) и водоплавающей птицы, а также для санитарных, противопожарных и спортивных потребностей. Прудами считаются искусственные водоёмы площадью не более 1 км. Пруд, как правило, меньше чем озеро.
В прудах могут обитать животные и растения. В сельской местности пруды создаются с целью орошения, обводнения, разведения рыбы, водоплавающей птицы, а также хранения воды для различных хозяйственных целей, для стирки и купания, для водопоя скота и т. д. В городах и зонах отдыха пруды являются местами рыбной ловли, купания и проведения различных спортивных мероприятий.
3.Пруд.
Придя на пруд, рассмотрите местность и спросите у ребёнка: какие берега нашего пруда (покрытые песком, травой); какая вода в пруду? (тёплая или холодная); какой цвет, прозрачность воды (чистая или грязная, но не прозрачная, серая); можно, ли пить воду из пруда; почему.
Понаблюдайте за растениями на берегу пруда, в пруду, насекомыми, водоплавающими птицами.
Можно загадать загадки о тех, кто живёт в пруду:
-Кто это сидит в пруду?
Как зовут эту кваку?
Зелёную толстушку,
Зовут её… (Лягушка)
-Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка)
-Кто гуляет по травинке,
Домик свой несёт на спинке
С виду дом, как пирамидка,
А хозяйка в нём … (Улитка).
-Есть такой на свете жук-
Может в воду прыгнуть вдруг.
Но не тонет жук-храбрец,
Плыть умеет… (Плавунец).
-Вдоль по речке, по водице
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль плывёт,
За собою всех ведёт.
Вёсел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Влево, вправо повернёт
Всю ватагу поведёт. (Утка с утятами).
Поинтересуйтесь у ребёнка о том, знает ли он, какие здесь растут растения.
Загадайте загадки о растениях.
-На речке стоит он
Зелёной стеной,
И ветер шумит в нём ненастной порой
Растёт он, защита и дом лягушат,
Они, в его чаще укрыться спешат. (Камыш)
-На болоте, у пруда
Её вы встретите всегда.
Это не лягушка,
Камыша - подружка. (Осока).
-Белая чашка на зелёном блюдце по реке плывёт. (Кувшинка)
Поинтересуйтесь у ребёнка, какие ещё рядом с прудом живут насекомые, которых не назвали… (стрекоза, бабочки).
Уточните о том, что все эти животные: насекомые, рыбы, растения не могут жить без воды и друг без друга. Чайки, утки, цапли ловят рыб, лягушек. Лягушки едят улиток, комаров. Рыбы-водоросли, растения. Если убрать все камыши, осоку, кусты, то река высохнет. Если погибнут все комары - погибнут лягушки. В природе всё взаимосвязано. Пруд - это сообщество, где все друг другу нужны: и растения и животные.
Уточните, знает ли ваш ребёнок, почему вода в пруду становится грязной (люди бросают мусор в него, сливают грязь, поэтому пруд становится грязным). Пруд нужно беречь, не бросать в него мусор. Вода добрый друг и помощник, без воды невозможна жизнь.
Можно разучить с ребёнком стихотворение:
Не бросай ты в пруд бумажку,
И бутылку не кидай!
Пожалей в пруду лягушку,
Рыбкам жить спокойно дай!
4. Поиграйте с ребёнком в игры и упражнения:
"Аист и лягушки", "Найди камешки", "Успей поймать", "Следы на песке", "Кто дальше", "Не замочи ног".
Послушать с закрытыми глазами звуки природы.
5. После прогулки предложите ребенку совместно изготовить экологические знаки "Правила поведения в природе".